Житие Апостола Матфея
Он был апостолом Двенадцати. До своего обращения ко Христу Левий Алфеев работал сборщиком налогов для Рима. Услышав голос Христа: «Следуй за Мною» , он оставил свое место и последовал за Спасителем. Апостол получил благодатный дар Святого Духа и впервые проповедовал в Палестине.
Апостол написал книгу по просьбе иудеев, которые еще находились в Иерусалиме, прежде чем он отправился проповедовать в дальние страны. Евангелие от Матфея — первая книга Нового Завета. Она написана на иврите.
Автор описывает слова и дела Спасителя через три аспекта служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.
В Эфиопии
Св. Апостол Матфей окончил свою проповедническую жизнь мученически в Эфиопии. Эта страна населена людоедскими племенами каннибалов с дурными человеческими обычаями и суевериями. Святой апостол этой проповедью обратил многих язычников в веру во Христа, основал Церковь.
Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши, дал ему посох, и повелел отнести его к дверям храма. Господь сказал, что из этого прута вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. После того, как эфиопы омоются в воде и попробуют плоды, они изменят свою дикую природу и станут добрыми и кроткими.
Когда апостол нес свой посох в храм, на пути оказались жена и сын правителя этого царства Фулвиана, одержимых нечистым духом. Св. Апостол исцелил их во имя Доброго Пастыря. Это чудо обратило многих язычников к Господу.
Но правитель не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим идолам. Властелин обвинил апостола в колдовстве и приказал его убить. Святого засыпали хворостом и подожгли.
Когда зажгли огонь, все увидели, что он не причинил вреда ему. Затем правитель приказал подложить дров в огонь, облив его смолой и поставил вокруг него двенадцать статуй, но пламя растопило идолов. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел к Господу (60 г.)
Правитель сожалел о своем поступке, но не оставил своих сомнений. Он приказал положить тело святого в железный ларец и бросить в море. При этом властитель сказал, что если Бог Матфеев охранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу.
В ту же ночь епископу Платону во сне явился апостол Левий Алфеев и велел ему идти на берег моря и искать там его тело. Тогда правитель Фулвиан попросил у праведника прощения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.
По наиболее распространенной современной версии, мощи апостола были привезены в итальянский город Салерно в 10 веке, и до сих пор находятся в местном соборе, где христианские паломники стекаются со всего мира.
Евангелие от Матфея
Евангелие от апостола Матфея — первая книга Нового Завета и первое из четырёх канонических Евангелий. За ним традиционно следуют рассказы от Марка, от Луки и от Иоанна.
Читатель Нового Завета может заметить, что только два из четырех Евангелий говорят о рождении Христа — от Матфея и от Луки. Два других евангелиста, Марк и Иоанн, описывают Иисуса уже вполне взрослым человеком.
В рассказе от Матфея, это небольшой населённый пункт упоминается только в переписи населения.
Внимательный читатель заметит, что рассказы о рождении у Матфея и Луки сильно различаются. В одном случае родители Иисуса жили в Вифлееме, поэтому он родился там, в другом - в Назарете. Иосиф с беременной Марией отправились в Вифлеем ради переписи населения.
По одной версии ангел возвестил о рождении Иосифу, а по другой - Марии. Маги и звездочеты с востока пришли поприветствовать Иисуса у Матфея и пастухи у Луки.
Событие изложенное в Евангелие от Матфея
В Евангелие от Апостола Матфея начинается история о волхвах. Волхвы в Новом Завете это мудрецы с Востока. Мудрецы увидели на небе яркую звезду, которая предсказала рождение Божьего помазанника, пришли поклониться младенцу Иисусу.
от Матфея Глава 2, стих 1-2
Правитель Иерусалима встревожился, когда узнал, что маги пришли в Иерусалим в поисках новорожденного. Поэтому он собрал всех первосвященников и книжников, чтобы узнать от них, где родится Мессия.
Ответить на вопрос прокуратора было нетрудно, ведь пророк Михей ясно указал место рождения Христа. Диктатор составил план, как избавиться от родившегося царя.
Он попросил магов вернуться к нему после того, как они установят точное местонахождение новорожденного, чтобы он мог поклоняться ему. Однако на самом деле римский прокуратор Иудеи замышлял совсем другое.
Святое Благовествование от Матфея Глава 2, стих 9-11
Место Рождества расположено примерно в 8 километрах на юг от Иерусалима. Восточные мудрецы нашли Младенца, поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну.
Эти дары достойные Царя, золото указывало на Его Божественность или на Его чистоту, ладан - на благоухание Его жизни, а смирна - на Его жертвенную смерть (смирна или мирро использовалась для бальзамирования). Мудрецы получили откровение от Бога не возвращаться в Иерусалим, и иным путем отошли они в страну свою.
Евангелие от Матфея Глава 2, стих 16
После посещения восточных магов Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит ему, чтобы он с Мариею и первенцем бежал в Египет. Ирод хотел убить Младенца. Под покровом ночи Иосиф с семьею послушно оставляет город и направляется в Египет.
Избиение Младенцев
Как только Ирод понял, что волхвы ослушались его, и точного местонахождения Царя ему теперь не узнать, он задумал и осуществил новый зловещий план - избить всех младенцев мужского пола.
Возраст обреченных мальчиков - от двух лет и ниже - определили в соответствии со временем, которое прокуратор выведал от волхвов, т. е. в соответствии со временем первого появления "звезды".
Матфей говорит об избиении младенцев как об исполнении пророчества Иеремии. Эти слова первоначально относились к оплакиванию Израилем его детей, погибших в вавилонском пленении (586 г. до нашей эры).
Евангелист явно проводит параллель между той ситуацией и этой, ибо там и тут дети иудеев погибли от рук не-иудеев.
После кончины Ирода Ангел явился Ангел Иосифу во сне, и сообщил ему о том, и что теперь Иосиф может возвратиться в землю Израилеву. Однако чтобы он не возвращался в Вифлеем, потому как, сын Ирода Архелай правил территориями Иудеи, Самарии и Идумеи.
Святое семейство пошло на север, в пределы Галилейские, в город Назарет. Галилеей управлял другой сын Ирода - Антипа, который был более человечным "царем". Происхождение названия «Назарет» неизвестно, но поскольку древнее поселение является еврейским местом, вполне вероятно, что корень еврейский.
Возможно, что название поселения на иврите, происходит от слова «нетцер» (означающего отпрыск, ветвь), и христиане видят в этом намек на то, что Иисус — отпрыск Дома Давида. Существует мнение, что слово « христиане» на еврейском «ноцрим», также происходит от «нетцер» на иврите, которое дало названия города Назарет (Нацерет).
Согласно христианским писаниям, Спаситель родился в Вифлееме, но прожил со своей семьей большую часть своей жизни в городе Назарет.
В Назарете размещался римский гарнизон, наблюдавший за порядком в северных районах Галилеи. Поэтому большинство иудеев сторонилось этого города.
В греческом (Χριστός) и в большинстве европейских языков Иисус упоминается под именем «Христос», словом, которое является буквальным переводом еврейского слова «Мессия» (в Библии «Мессия» — это тот, кто помазан). маслом в знак его коронации на царство или в знак признания его выдающимся за священство.